Турбокомпрессор
Турбокомпрессор - это отдельный агрегат, который принудительно подает воздух в цилиндры двигателя, тем самым улучшает его очистку и повышает качество рабочей смеси. Одна часть турбокомпрессора связана с выпускной системой двигателя и приводится в движение энергией выпускных газов двигателя, а вторая часть с впускной системой. Система турбонаддува позволяет повысить мощность двигателя на 20-35%, при этом двигатель, оснащенный турбонаддувом, обладает более высоким крутящим моментом на средних и высоких оборотах, что делает автомобиль более динамичным при движении.
В Турбокомпрессоре используется ротор с лопатками - турбина, которая вращается потоком отработавших газов двигателя. Турбина, в свою очередь, вращает размещенный на том же валу компрессор, выполненный в виде колеса с лопатками.
I Описание турбокомпрессора.

Система турбонаддува является неотъемлемым компонентом современного экологически чистого двигателя. Смысл наддува двигателя внутреннего сгорания – принудительная подача сжатого воздуха в цилиндры двигателя за счет использования энергии выхлопных газов. Тем самым обеспечивается полнота сгорания увеличенной дозы топлива, что позволяет при прежнем рабочем объеме и тех же оборотах двигателя получать большую мощность.
Турбокомпрессор состоит из осерадиального центробежного компрессора и радиально-осевой турбины, связанных между собой при помощи общей "жесткой" оси, называемой валом ротора.
При работе двигателя с турбонаддувом выхлопные газы подаются в турбину, где отдают часть своей энергии, раскручивая ротор турбокомпрессора, а затем поступают через приемную трубу в глушитель. На одном валу с лопаточным колесом турбины находится колесо компрессора, которое засасывает воздух через воздушный фильтр и подает в двигатель под давлением.
Теоретически существует равновесие мощностей между турбиной и компрессором турбокомпрессора. Чем большую энергию имеют отработанные газы, тем быстрее будет вращаться турбина, тем больше воздуха будет нагнетать компрессор.
Несмотря на довольно простой принцип работы,турбокомпрессор представляет собой довольно сложное устройство. Необходима не только очень точная подгонка всех деталей внутри турбокомпрессора, но и идеально согласованная работа турбокомпрессора и двигателя внутреннего сгорания, на котором он устанавливается.
Учитывая то, что ДВС, снабженный турбокомпрессором, образует термодинамическую конструкцию: "двигатель – ТКР", функции которых тщательно взаимно согласованы, можно устанавливать данный тип ТКР только на тот двигатель, для которого он был предназначен.
II Преимущества турбокомпрессорного двигателя.
Двигатель с турбокомпрессором – лучше, потому что:
- Маленький двигатель с турбокомпрессором обеспечит мощность большого, а большой двигатель станет еще мощнее (на 20-50 %);
- ДВС с ТКР имеет пониженный выброс вредных веществ в атмосферу (т.к. турбокомпрессор вырабатывает дополнительный воздух в двигатель, тем самым более полным и безотходным становиться сгорание топлива);
- Обеспечивается дополнительная экономия топлива на 5-20 % (чем больше объем двигателя, тем выше будет теплоотдача и трение. Небольшие двигатели с турбокомпрессором эффективнее переводят энергию сжигаемого топлива в полезную мощность, тем самым увеличивая коэффициент полезного действия);
- Двигатель с установленным турбокомпрессором теряет меньше мощности и работает более стабильно при работе на местности с большими высотами, чем его атмосферный аналог;
- Сам турбокомпрессор является глушителем шума в системе выпуска двигателя.